ПРАВИЛА СЕЗОНА 2020 ГОДА
телевизионного проекта «Что? Где? Когда? в Беларуси»
(выписка из Положения)*
3. ОПИСАНИЕ ТЕЛЕВИЗИОННОГО ПРОЕКТА
3.1. В Игре принимают участие две команды: Команда телезрителей (далее — Телезрители) и Команда знатоков (далее — Знатоки).
3.2. Телезрители, через Ведущего, задают вопросы Знатокам, а Знатоки за одну минуту должны найти правильный ответ на поставленный вопрос.
3.2.1. Если Знатоки правильно отвечают на вопрос, они зарабатывают 1 (одно) очко.
3.2.2. Если Знатоки неправильно отвечают на вопрос, 1 (одно) очко получают Телезрители. Кроме этого, Автор вопроса, на который Знатоки не смогли дать правильный ответ, получает Денежный приз.
3.2.3. Правильность ответа определяет Ведущий.
3.3. Игровой стол разделён на тринадцать секторов. В двенадцати секторах находятся конверты с вопросами от Телезрителей, присланные ими по почте или через специальную форму на сайте Проекта. В тринадцатом секторе играют вопросы от одного из партнёров Проекта (определяется до начала съёмок Проекта).
3.4. Какой вопрос будет задан Знатокам, «определяет» стрелка волчка. Если стрелка указывает на сектор, который уже играл, то Знатокам задаётся вопрос из следующего сектора (по часовой стрелке).
3.4.1. На игровом столе один из тринадцати секторов может оказаться сектором «Блиц». В секторе «Блиц» играют три вопроса. За игровым столом — команда Знатоков. Ведущий задаёт Знатокам вопросы Телезрителей, а Знатоки должны ответить на каждый из них за 20 секунд. Для того, чтобы выиграть сектор «Блиц», Знатокам надо правильно ответить на все три вопроса.
3.4.2. На игровом столе один из тринадцати секторов может оказаться сектором «Суперблиц». В этом секторе играют три вопроса. За игровым столом — один Знаток (по решению Капитана). Ведущий задаёт этому Знатоку вопросы, а Знаток должен ответить на каждый из них за 20 секунд. Для того, чтобы выиграть сектор «Суперблиц», Знатоку надо правильно ответить на все три вопроса.
3.4.3. На игровом столе один из тринадцати секторов может оказаться «13 сектором». В этом секторе Команда может сделать выбор:
— остаться за игровым столом в полном составе (6 Знатоков), но отвечать нужно без обсуждения (досрочно);
— за игровым столом могут остаться 3 Знатока (по выбору Ведущего). В этом случае обсуждение вопроса будет длиться 20 секунд;
— за игровым столом может остаться один Знаток (по выбору Капитана). Время на обдумывание вопроса составит 1 (одну) минуту; в случае правильного ответа он принесёт команде дополнительную минуту на обсуждение одного из последующих вопросов.
Выбрав одно из трёх правил, Команда не сможет его использовать в следующих играх, пока не выберет два других варианта из предложенных выше. Правила «Помощи Клуба» или «Дополнительной минуты» в этом раунде не действуют.
3.5. Знатоки имеют право отвечать на вопрос без минуты обсуждения. Если этот ответ будет признан правильным, то Знатоки получают «Дополнительную минуту» на обсуждение, которую могут использовать при поиске правильного ответа на другой вопрос игры, кроме вопроса «Решающего раунда» и «13 сектора». В секторах «Блиц» и «Суперблиц» «Дополнительную минуту» можно брать для обсуждения только одного из трёх вопросов.
3.6. Правило «Решающего раунда» (далее — РР).
При наборе пяти очков за правильные ответы Капитан Знатоков имеет право попросить Ведущего разрешить Команде взять РР, но только в том случае, если Команда Знатоков уже не может без РР обойти команду, которая играла в предыдущих играх серии. Если Ведущий удовлетворяет просьбу, то счёт игры становится 0:0, за столом остаётся один знаток. В Решающем раунде нельзя брать дополнительную минуту на размышление. При правильном ответе Знатока, счёт становится «6:0» в пользу Команды Знатоков, при неправильном — «0:6» в пользу Телезрителей.
3.6.1. Если в РР выпал сектор «Блиц» или «Суперблиц», то оставшийся за столом Знаток отвечает на три вопроса самостоятельно (время на обдумывание каждого — 20 секунд).
3.7. Во время Игры Команда, сидящая за столом, один раз может взять «Помощь Клуба». Использовать «Помощь Клуба» Знатоки могут с разрешения Ведущего в том случае, если они уступают в счёте Телезрителям. «Помощь Клуба» берётся после основной минуты обсуждения. Клубу даётся 20 секунд на высказывание и обоснование своих версий. После этого Знатоки обязаны дать ответ или взять дополнительную минуту (при её наличии). «Помощь Клуба» не распространяется на сектор «Блиц», сектор «Суперблиц», «13 сектор» и «РР». В «Помощи Клуба» может участвовать любой человек, присутствующий в зале, кроме Автора звучащего вопроса.
3.8. Команда Знатоков, проигравшая по ходу Игры Телезрителям 5 очков и выигравшая максимум 4 очка, может попросить у Защитника интересов Знатоков (партнер Проекта, который представляет их интересы) на обсуждение «Минуту в кредит».
3.8.1. Если Защитник интересов Знатоков готов предоставить Команде Знатоков «Минуту в кредит», то Знатоки её получают. Просить «Минуту в кредит» Капитан Команды может по истечении основной минуты на обсуждение, либо после дополнительной, либо после «Помощи клуба».
3.8.2. «Минуту в кредит» можно брать для обсуждения в секторах «Блиц» и «Суперблиц». В этом случае она может быть использована для поиска правильного ответа только на один вопрос из трёх.
3.8.3. Если Команда выиграла раунд с помощью «Минуты в кредит», то до окончания Игры она обязана её вернуть, то есть ответить на один из оставшихся вопросов без минуты обсуждения. Если выпадает сектор «Блиц», то Команда возвращает «Минуту в кредит», ответив на все три вопроса без обсуждения, если сектор «Суперблиц», то оставшийся Знаток должен ответить на все три вопроса без размышлений.
3.8.4. При счете 5:5 Ведущий принудительно забирает минуту на обсуждение у Команды.
3.8.5. Вернуть «Минуту в кредит» можно и на РР.
3.8.6. Если Команда воспользовалась «Минутой в кредит» и проиграла Игру, то в следующей своей Игре возвращать «Минуту в кредит» она не должна.
3.9. НАКАЗАНИЕ ЗА ПОДСКАЗКУ
Подсказку Ведущий может зафиксировать самостоятельно, а также при помощи Распорядителей зала путём показа ими КРАСНОЙ КАРТОЧКИ. Попытки жестом или аплодисментами дать понять, правильный или неправильный ответ дал Знаток до момента, пока ответ не дал Ведущий, также приравниваются к подсказке. Если подсказка зафиксирована, подсказчик может быть удалён из зала, а играющая Команда Знатоков в этом случае может быть лишена права ответа на вопрос, и очко будет присуждено Телезрителям.
3.10. Победителем Игры становится Команда Знатоков или Команда Телезрителей, первой набравшая шесть очков.
4. СТРУКТУРА ИГР
4.1. Сезон 2020 года состоит из Весенней, Летней, Осенней и Зимней (включающей Финал года) серий игр.
— Весенняя серия игр состоит из пяти отборочных игр и Финальной игры серии;
— Летняя серия игр состоит из четырех отборочных игр, Специальной игры и Финальной игры серии;
— Осенняя серия игр состоит из пяти отборочных игр и Финальной игры серии;
— Зимняя серия игр состоит либо из четырёх отборочных игр и Специальной игры, либо из пяти отборочных игр, а также Финала года.
4.2. В Сезоне 2020 года принимают участие восемь Команд Знатоков. Это команды, приглашенные в Сезон в течение 2019 года: Алёны Повышевой (первая строка Рейтинга Сезона), Антона Воронько, Елизаветы Гришкиной и Дмитрия Шпака. А также команды, приглашенные к участию Редакцией проекта: Ильи Бороды, Андрея Супрановича, Фёдора Шведова и Сергея Буяна (восьмая строка Рейтинга Сезона).
4.2.1. Перед началом Весенней серии игр сформирован Текущий Рейтинг Команд Весенней серии (далее — ТРК Весны) Сезона 2020 года. Право сыграть получают пять Команд Знатоков, занимающих верхние строки Рейтинга;
4.2.2. Перед началом Летней серии игр будет сформирован Текущий Рейтинг Команд Летних игр (далее — ТРК Лета) Сезона 2020 года. Право сыграть получают четыре Команды: три ещё не игравшие в Сезоне Команды (места в Рейтинге Сезона с 6 по 8), а первое место ТРК Лета займёт лучшая из не вышедших в Финал Весенних игр, но выигравших свои отборочные игры, Команда ТРК Весны.
4.2.3. Перед началом Осенней серии игр будет сформирован Текущий Рейтинг Команд Осенних игр (далее — ТРК Осени) Сезона 2020 года. Принципы формирования Рейтинга таковы:
— Команды Знатоков, выигравшие Финалы Весенних и Летних игр, не попадают в ТРК Осени (см п 4.7.2 Положения);
— результаты всех прочих Команд Знатоков сравниваются между собой по счёту последней проведенной Командой в Сезоне 2020 года игры;
— при совпадении счёта приоритет имеет результат, показанный ранее;
Таким образом, ТРК Осени состоит из не выигравших Финалы серий команд Знатоков, лучшие 5 из которых принимают участие в Осенних играх.
4.3. В течение Весенних, Летних и Осенних игр перемещение Команд Знатоков по соответствующим ТРК происходит по принципам, указанным в п 4.5, в зависимости от показанных результатов.
4.4. При проигрыше любой Командой второй игры (поражения в Финалах серий не учитываются) в Сезоне 2020 года, такая Команда прекращает участие в Сезоне 2020 года и выбывает из Рейтинга Сезона и всех ТРК.
4.5. ОТБОРОЧНАЯ ИГРА.
4.5.1. Если Команда Знатоков одерживает победу в отборочной игре серии со счётом лучшим, чем Команды Знатоков, игравшие в этой серии ранее, то она автоматически оказывается на первом месте в ТРК, а все Команды Знатоков, которые перед началом этой игры в ТРК находились выше, опускаются на один пункт.
4.5.2. Если Команда Знатоков одерживает победу в отборочной игре серии со счётом, не лучшим, чем Команды Знатоков, игравшие в этой серии ранее, то она автоматически оказывается на соответствующем счёту месте в ТРК, для этого главным показателем является разница в счёте, а Команды Знатоков, которые перед началом этой игры в ТРК находились выше, опускаются на один пункт.
4.5.3. В случае совпадений в счёте игравших в отборочных играх Команд Знатоков более высокое место в ТРК занимает Команда Знатоков, игравшая ранее.
4.5.4. Если несколько Команд Знатоков в отборочных играх выигрывают со счётом 6:0, взяв РР, то более высокое место в ТРК занимает Команда Знатоков, выигравшая РР последней. Если Команда Знатоков в отборочной игре выиграла со счётом 6:0, не проиграв ни одного раунда, она занимает в ТРК более высокое место, опережая Команды, выигравшие с помощью РР до этого. Однако Команда, выигравшая позже, взяв РР, обходит команду, выигравшую до этого 6:0 с игры.
4.5.5. Если Команда Знатоков проигрывает в отборочной игре, то она автоматически оказывается на последнем месте в ТРК, а все Команды Знатоков, которые перед началом этой игры в ТРК находились ниже, поднимаются на один пункт.
4.6. Команды-участницы Специальных игр не принимают участие в ТРК.
4.7. ФИНАЛЬНАЯ ИГРА.
4.7.1. В Финальную игру каждой серии выходит Команда Знатоков, находящаяся на первом месте в ТРК по итогам Отборочных игр этой серии. В случае поражения всех команд, принимающих участие в Весенней, Летней и Осенней сериях соответственно, в Финале соответствующей серии играет следующая по ТРК сезона 2020 года команда.
4.7.2. Если Команда Знатоков выигрывает в Финальной игре Весенней, Летней и Осенней серий, то она выходит напрямую в Зимнюю серию. Команда Знатоков, победившая в Финальной игре Весенней серии, не принимает участия в Летней и Осенней сериях игр. Команда Знатоков, победившая в Финальной игре Летней серии, не принимает участия в Осенней серии игр. В Зимней серии Команды Знатоков, победившие в Финальных играх Весенней, Летней и Осенней серий, получают право сыграть по принципам, указанным в п. 4.9.
4.7.3. Если Команда Знатоков проигрывает в Финальной игре серии, то она автоматически оказывается на последнем месте в ТРК, а все Команды Знатоков, которые перед началом этой игры в ТРК находились ниже, поднимаются на один пункт.
Таким образом, после окончания Серий игр, Команды Знатоков получают определённое итоговое место в ТРК.
4.8. При формировании очерёдности игр Команд Знатоков в каждой серии из пяти Отборочных игр используется следующий принцип: Команда Знатоков, занимающая пятое место в ТРК, играет первой, четвёртое место — второй, третье место — третьей, второе место — четвёртой, первое место — пятой. При формировании очерёдности игр Команд Знатоков в каждой серии из четырёх Отборочных игр используется следующий принцип: Команда Знатоков, занимающая четвёртое место в ТРК, играет первой, третье место — второй, второе место — третьей, первое место — четвёртой.
4.8.1. В случае отказа одной или нескольких Команд Знатоков от участия в очередной серии игр, следующие за ней (ними) Команды Знатоков поочерёдно поднимаются на соответствующие места в ТРК, а отказавшаяся Команда Знатоков перемещается на нижнюю строку ТРК.
4.9. Перед началом Зимней серии игр ТРК формируется заново. В ТРК попадают четыре или пять Команд Знатоков, отобранные по следующим принципам:
4.9.1. Команда-победитель Финала более ранней серии имеет высший рейтинг, чем команда-победитель Финала серии, которая прошла позднее. Команда-победитель Финала серии имеет лучший рейтинг, чем Команда Знатоков, не выигрывавшая Финал;
4.9.2. Также, в Зимнюю серию проходят лучшие Команды знатоков, согласно итоговому ТРК Осени, из не выигравших Финалы серий и не подпадающих под действие п 4.4 Положения. Лучшие команды Знатоков, имеющие право на выход в Зимние игры, определятся по следующим принципам:
— результаты Команд Знатоков сравниваются между собой по результату последней проведенной Командой в Сезоне 2020 года игры;
— при совпадении результатов приоритет имеет результат, показанный ранее.
4.9.3. В течение либо после окончания Финальной игры Осенней серии игр Ведущий объявляет количество Отборочных Зимних игр.
4.10. В Финал года выходит Команда Знатоков, оказавшаяся перед началом этой финальной игры на первом месте ТРК Зимней серии. Вне зависимости от результата Финала года, такая Команда Знатоков остаётся на первом месте Рейтинга Клуба по итогам Сезона 2020 года. В случае поражения всех команд, принимающих участие в Зимней серии, в Финале года играет Сборная Клуба, которая формируется по особым правилам.
4.11. Индивидуальные призы
4.11.1. В ходе каждой игры Вещательная компания выплачивает Авторам вопросов, на которые не ответила Команда знатоков в соответствии с данным Положением, после подписания Договора дарения денежный приз, в размере, определяющимся порядком очерёдности сыгравших вопросов:
1 вопрос – 100,00 (Сто) рублей 00 копеек;
2 вопрос – 200,00 (Двести) рублей 00 копеек;
3 вопрос – 300,00 (Триста) рублей 00 копеек;
4 вопрос – 400,00 (Четыреста) рублей 00 копеек;
5 вопрос – 500,00 (Пятьсот) рублей 00 копеек;
6 вопрос – 600,00 (Шестьсот) рублей 00 копеек.
4.11.2. Если Команда Знатоков выигрывает Финальную игру серии, то из состава победившей Команды Знатоков, по представлению Гостя (Гостей) игры Ведущий определяет лучшего Участника данной серии. Лучший Участник серии становится обладателем «Малой Хрустальной Совы» и денежного приза. Денежный приз в размере 2 000,00 (Две тысячи) рублей 00 копеек выплачивает Вещательная компания после подписания Протокола заседания комиссии по денежным выигрышам ЗАО «Второй национальный телеканал» и Договора дарения.
4.11.3. Если Команда Знатоков проигрывает Финальную игру серии, то из состава Команды Телезрителей Финальной игры, по представлению Гостя (Гостей) игры и Капитана проигравшей Команды Знатоков, Ведущий определяет лучшего Автора вопроса данной серии (из числа Авторов тех вопросов, на которые Команда Знатоков не смогла дать правильный ответ). Лучший Автор вопроса серии становится обладателем «Малой Хрустальной Совы» и денежного приза. Денежный приз в размере 2 000,00 (Две тысячи) рублей 00 копеек выплачивает Вещательная компания после подписания Протокола заседания комиссии по денежным выигрышам ЗАО «Второй национальный телеканал» и Договора дарения.
4.11.4. Если Команда Знатоков выигрывает Финальную игру года, то из состава победившей Команды Знатоков, по представлению Гостя (Гостей) игры Ведущий определяет лучшего Знатока Финальной игры года. Лучший Знаток становится обладателем «Большой Хрустальной Совы» и денежного приза. Денежный приз в размере 2 000,00 (Две тысячи) рублей 00 копеек выплачивает Вещательная компания после подписания Протокола заседания комиссии по денежным выигрышам ЗАО «Второй национальный телеканал» и Договора дарения.
4.11.5. Если Команда Знатоков проигрывает Финальную игру года, то из состава Команды Телезрителей Финальной игры года, по представлению Гостя (Гостей) игры и Капитана проигравшей Команды Знатоков, Ведущий определяет лучшего Автора вопроса данной серии (из числа Авторов тех вопросов, на которые Команда Знатоков не смогла дать правильный ответ). Лучший Автор вопроса Финальной игры года становится обладателем Большой Хрустальной Совы и денежного приза. Денежный приз в размере 2 000,00 (Две тысячи) рублей 00 копеек выплачивает Вещательная компания после подписания Протокола заседания комиссии по денежным выигрышам ЗАО «Второй национальный телеканал» и Договора дарения.
4.11.6. Денежное вознаграждение 200,00 (Двести) рублей 00 копеек выплачивается Вещательной компанией каждому Участнику Команды Знатоков Специальной игры (в соответствии с договором о сотрудничестве, заключенным с каждым Участником).
4.12. Изменения в правилах Игры.
4.12.1. В течение срока проведения Проекта правила Игры могут изменяться, дополняться и корректироваться.