Правила сезона 2022 года

ПРАВИЛА СЕЗОНА 2022 ГОДА
телевизионного проекта «Что? Где? Когда? в Беларуси»
(выписка из Положения)*

3. ОПИСАНИЕ ТЕЛЕВИЗИОННОГО ПРОЕКТА

3.1. В Игре принимают участие две команды: Команда телезрителей (далее — «Телезрители») и Команда знатоков (далее — «Знатоки»).

3.2. Телезрители, через Ведущего, задают вопросы Знатокам, а Знатоки за одну минуту должны найти правильный ответ на поставленный вопрос.

3.2.1. Если Знатоки правильно отвечают на вопрос, они зарабатывают 1 (одно) очко.

3.2.2. Если Знатоки неправильно отвечают на вопрос, 1 (одно) очко получают Телезрители. Кроме этого, Автор вопроса, на который Знатоки не смогли дать правильный ответ, получает Денежный приз.

3.2.3. Правильность ответа определяет Ведущий.

3.3. Игровой стол разделён на тринадцать секторов. В двенадцати секторах находятся конверты с вопросами от Телезрителей, присланные ими по почте или через специальную форму, размещенную на сайте Проекта. В тринадцатом секторе играют вопросы от одного из партнёров Проекта (определяется до начала съёмок Проекта), заранее отобранные редакторской группой по критериям, утверждённым партнёром Проекта.

3.4. Какой вопрос будет задан Знатокам, «определяет» стрелка волчка. Если стрелка указывает на сектор, который уже играл, то Знатокам задаётся вопрос из следующего сектора (по часовой стрелке).

3.4.1. На игровом столе один из тринадцати секторов может оказаться сектором «Блиц». В секторе «Блиц» играют три вопроса. За игровым столом — команда Знатоков. Ведущий задаёт Знатокам вопросы Телезрителей, а Знатоки должны ответить на каждый из них за 20 секунд. Для того, чтобы выиграть сектор «Блиц», Знатокам надо правильно ответить на все три вопроса.

3.4.2. На игровом столе один из тринадцати секторов может оказаться сектором «Суперблиц». В этом секторе играют три вопроса. За игровым столом — один Знаток (по решению Капитана). Ведущий задаёт этому Знатоку вопросы Телезрителей, а Знаток должен ответить на каждый из них за 20 секунд. Для того, чтобы выиграть сектор «Суперблиц», Знатоку надо правильно ответить на все три вопроса.

3.4.3. На игровом столе один из тринадцати секторов может оказаться «13 сектором». В этом секторе Команда знатоков может сделать выбор:

— остаться за игровым столом в полном составе (шесть Знатоков), но отвечать нужно за 10 секунд;

— за игровым столом могут остаться три Знатока (по выбору Ведущего).  В этом случае обсуждение вопроса будет длиться 20 секунд;

— за игровым столом может остаться один Знаток (по выбору Капитана). Время на обдумывание вопроса составит 1 (одну) минуту; в случае правильного ответа он принесёт Команде знатоков дополнительную минуту на обсуждение одного из последующих вопросов Игры.

Выбрав одно из трёх правил, Команда знатоков не сможет его использовать в следующих играх, пока не выберет два других варианта из предложенных выше. Правила «Помощи Клуба» или «Дополнительной минуты» в этом раунде не действуют.

3.5. Знатоки имеют право отвечать на вопрос без минуты обсуждения. Если этот ответ будет признан правильным, то Знатоки получают «Дополнительную минуту» на обсуждение, которую могут использовать при поиске правильного ответа на другой вопрос игры, кроме вопроса «Решающего раунда» и «13 сектора». В секторах «Блиц» и «Суперблиц» «Дополнительную минуту» можно брать для обсуждения только одного из трёх вопросов.

3.5.1. Досрочный ответ на один из вопросов «Блица» и «Суперблица» права на дополнительную минуту или 20 секунд не даёт.

3.6. Правило «Решающего раунда» (далее — «РР»).

При наборе пяти очков за правильные ответы Капитан Знатоков имеет право попросить Ведущего разрешить Команде знатоков взять РР, но только в том случае, если Команда Знатоков уже не может без РР обойти команду, которая играла в предыдущих играх серии и занимает текущее первое место ТРК. Если Ведущий удовлетворяет просьбу, то счёт игры становится 0:0, за столом остаётся один Знаток. В Решающем раунде нельзя брать дополнительную минуту на размышление.  При правильном ответе Знатока, счёт становится «6:0» в пользу Команды Знатоков, при неправильном — «0:6» в пользу Телезрителей.

3.6.1. Если в РР выпал сектор «Блиц» или «Суперблиц», то оставшийся за столом Знаток отвечает на три вопроса самостоятельно (время на обдумывание каждого — 20 секунд).

3.7. Во время Игры Команда знатоков, сидящая за столом, один раз может взять «Помощь Клуба».

3.7.1. Использовать «Помощь Клуба» команда Знатоков может с разрешения Ведущего в том случае, если она уступает в счёте Телезрителям. «Помощь Клуба» берётся после основной минуты обсуждения. Клубу даётся 20 секунд на высказывание и обоснование своих версий. После этого Знатоки обязаны дать ответ. «Помощь Клуба» не распространяется на сектор «Суперблиц», «13 сектор» и «РР». В «Помощи Клуба» может участвовать любой человек, присутствующий в зале, кроме Автора звучащего вопроса.

3.7.2. В случае, когда команда Знатоков уступает в счёте Телезрителям, любой человек, присутствующий в зале, кроме Автора звучащего вопроса, может, после звукового сигнала, обозначающего последние 10 (десять) секунд минуты обсуждения, вслух заявить, что готов предоставить помощь играющей команде. Далее действуют Правила, исходя из п. 3.7.1.

3.7.3. В случае нарушения пп 3.7.1 – 3.7.2, например, заявления кем-то из гостей игры или Знатоков о готовности предоставить помощь на раундах или по счету, где она не предусмотрена, команде в такой помощи будет отказано, а такое заявление будет восприниматься как подсказка со стороны такого гостя. Также, как и при подсказке, такому гостю будет показана КРАСНАЯ КАРТОЧКА с последующим удалением из студии. А в случае, если подсказчик является Знатоком играющей в Сезоне команды, такая команда начнет свою очередную игру без этого Знатока и сможет вернуть его за стол только после правильного ответа на любой из вопросов.

3.8. Команда Знатоков, проигравшая по ходу Игры Телезрителям 5 очков и выигравшая максимум 4 очка, может попросить у Защитника интересов Знатоков (партнер Проекта, который представляет интересы Знатоков) на обсуждение «Минуту в кредит».

3.8.1. Если Защитник интересов Знатоков готов предоставить Команде Знатоков «Минуту в кредит», то Знатоки её получают. Просить «Минуту в кредит» Капитан Команды может по истечении основной минуты на обсуждение, либо после дополнительной, либо после «Помощи клуба».

3.8.2. «Минуту в кредит» можно брать для обсуждения в секторах «Блиц» и «Суперблиц». В этом случае она может быть использована для поиска правильного ответа только на один вопрос из трёх.

3.8.3. Если Команда выиграла раунд с помощью «Минуты в кредит», то до окончания Игры она обязана её вернуть, то есть ответить на один из оставшихся вопросов без минуты обсуждения. Если выпадает сектор «Блиц», то Команда возвращает «Минуту в кредит», ответив на все три вопроса без обсуждения, если сектор «Суперблиц», то оставшийся Знаток должен ответить на все три вопроса без размышлений.

3.8.4. При счете 5:5 Ведущий принудительно забирает минуту на обсуждение у Команды.

3.8.5. Вернуть «Минуту в кредит» можно и на РР.

3.9. НАКАЗАНИЕ ЗА ПОДСКАЗКУ

Подсказку Ведущий может зафиксировать самостоятельно, а также при помощи Распорядителей зала (лиц, находящихся за пределами игрового стола и следящими за соблюдением правил Игры) путём показа ими КРАСНОЙ КАРТОЧКИ. Попытки жестом или аплодисментами дать понять, правильный или неправильный ответ дал Знаток до момента, пока ответ не дал Ведущий, также приравниваются к подсказке. Если подсказка зафиксирована, подсказчик удаляется из зала, а играющая Команда Знатоков в этом случае может быть лишена права ответа на вопрос, и очко будет присуждено Телезрителям.

3.10. Победителем Игры становится Команда Знатоков или Команда Телезрителей, первой набравшая шесть очков.

 

4. СТРУКТУРА ИГР

 

4.1. Сезон 2022 года состоит из Весенней, Летней, Осенней и Зимней (включающей Финал года) серий игр.

— Весенняя серия игр состоит из пяти отборочных игр и Финальной игры серии;

— Летняя серия игр состоит из пяти отборочных игр и Финальной игры серии;

— Осенняя серия игр состоит из четырёх отборочных игр, Специальной игры и Финальной игры серии;

— Зимняя серия игр состоит из пяти отборочных игр, а также Финала года.

4.2. В Сезоне 2022 года изначально принимают участие восемь Команд Знатоков. Пять команд, а именно Команда Дмитрия Свинтицкого, Команда Марии Потаповой, Команда Дениса Смелякова, Команда Сергея Буяна и Команда Дениса Сулавко, имеют статус Постоянных команд Клуба. Три команды, а именно Команда Михаила Наталевича, Команда Евгения Стишенка и Команда Марты Орловой изначально имеют статус команд-претендентов на право считаться Постоянной командой Клуба.

4.2.1. Перед началом Весенней серии игр сформирован Текущий Рейтинг Команд Весенней серии (далее — «ТРК Весны») Сезона 2022 года. Право сыграть получают пять Команд Знатоков, ранжированных исходя из результатов, показанных в Сезоне 2021 года: Команда Дениса Сулавко-победитель Сезона, Команда Сергея Буяна – 5 побед, команда Дениса Смелякова 1 победа, счет по раундам 15-14, команда Марии Потаповой 1 победа, счет 13-14, команда Дмитрия Свинтицкого 1 победа, счет 10-17.

4.2.2. Перед началом Летней серии игр будет сформирован Текущий Рейтинг Команд Летних игр (далее — «ТРК Лета») Сезона 2022 года. Право сыграть получают пять Команд: три Команды-претендента, а также две команды Весны, показавшие наилучшие результаты, при этом, если в ТРК Лета попадут команды, проигравшие Весной, то преимущество будут иметь команды, проигравшие на Решающем Раунде;

4.2.3. Перед началом Осенней серии игр будет сформирован Текущий Рейтинг Команд Осенних игр и предварительный Текущий Рейтинг Команд Зимних игр (далее — «ТРК Осени» и «ТРК Зимы») Сезона 2022 года. В связи с тем, что Команда Михаила Наталевича, Команда Евгения Стишенка и Команда Марты Орловой в Летней серии выиграли свои игры и приобрели статус Постоянных команд Клуба, а также с тем, что Знатокам не удалось выиграть ни в финале Весенних, ни в финале Летних игр сезона, то принципы формирования ТРК Осени и ТРК Зимы таковы:

— результаты всех Команд Знатоков сравниваются между собой по результату последней проведенной Командой в Сезоне 2022 года игры;

— при совпадении результатов приоритет имеет результат, показанный позднее либо во время проигранного Финала.

Таким образом, по итогам Весенних и Летних игр команды распределяются следующим образом: 1. Команда Марты Орловой (6:4, третья отборочная игра Летней серии), 2. Команда Евгения Стишенка (6:5, вторая отборочная игра Летней серии), 3. Команда Михаила Наталевича (6:5, третья отборочная игра Весенней серии), 4. Команда Марии Потаповой (4:6, четвертая отборочная игра Летней серии), 5. Команда Дмитрия Свинтицкого (3:6, финал Летней серии), 6. Команда Сергея Буяна (3:6, финал Весенней серии), 7. Команда Дениса Сулавко (2:6, пятая игра Весенней серии), 8. Команда Дениса Смелякова (1:6, первая игра Летней серии).

Четыре команды, занимающие места с 8го по 5ое, примут участие в отборочных играх Осенней серии в соответствующем порядке. Четыре команды, занимающие места с 4го по 1е, примут участие в отборочных играх Зимней серии. Если в финале Осенних игр команда Знатоков победит – она также выйдет в Зимние игры и будет играть в последней отборочной игре. Если в финале Осенних игр команда Знатоков проиграет – в Зимних играх будет принимать участие лучшая команда из ТРК Осени, порядок её отборочной игры будет зависеть от счёта в Осенней серии.

4.2.4. В случае, если Постоянных команд Клуба и команд-претендентов недостаточно для проведения всех 4 или 5 игр, к участию в играх могут быть привлечены Команды Резерва Клуба, согласно очередности.

4.3. В течение Весенних, Летних и Осенних игр перемещение Команд Знатоков по соответствующим ТРК происходит по принципам, указанным в п.4.5 в зависимости от показанных результатов.

4.4. Команда-претендент, выигравшая любую свою игру в Сезоне 2022 года, становится Постоянной командой Клуба.

4.4.1 При проигрыше любой Командой второй игры (поражения в Финалах серий не учитываются) в Сезоне 2022 года, такая Команда прекращает участие в Сезоне 2022 года и выбывает из Рейтинга Сезона и всех ТРК.

4.5. ОТБОРОЧНАЯ ИГРА.

4.5.1. Если Команда Знатоков одерживает победу в отборочной игре серии со счётом лучшим, чем Команды Знатоков, игравшие в этой серии ранее, то она автоматически оказывается на первом месте в ТРК, а все Команды Знатоков, которые перед началом этой игры в ТРК находились выше, опускаются на один пункт.

4.5.2. Если Команда Знатоков одерживает победу в отборочной игре серии со счётом, не лучшим, чем Команды Знатоков, игравшие в этой серии ранее, то она автоматически оказывается на соответствующем счёту месте в ТРК. Для этого главным показателем является разница в счёте, а Команды Знатоков, которые перед началом этой игры в ТРК находились выше, опускаются на один пункт.

4.5.3. В случае совпадений в счёте игравших в отборочных играх Команд Знатоков более высокое место в ТРК занимает Команда Знатоков, игравшая позднее.

4.5.4. Если несколько Команд Знатоков в отборочных играх выигрывают со счётом 6:0, взяв РР, то более высокое место в ТРК занимает Команда Знатоков, выигравшая РР последней. Если Команда Знатоков в отборочной игре выиграла со счётом 6:0, не проиграв ни одного раунда, она занимает в ТРК более высокое место, опережая Команды, выигравшие с помощью РР до этого.

4.5.5. Если Команда Знатоков проигрывает в отборочной игре, то она автоматически оказывается на последнем месте в ТРК, а все Команды Знатоков, которые перед началом этой игры в ТРК находились ниже, поднимаются на один пункт.

4.6. Команды-участницы Специальных игр не принимают участие в ТРК.

4.7. ФИНАЛЬНАЯ ИГРА.

4.7.1. В Финальную игру каждой серии выходит Команда Знатоков, находящаяся на первом месте в ТРК по итогам Отборочных игр этой серии.

4.7.2. Если Команда Знатоков выигрывает в Финальной игре Весенней, Летней и Осенней серий, то она выходит напрямую в Зимнюю серию. Команда Знатоков, победившая в Финальной игре Весенней серии, не принимает участия в Летней и Осенней сериях игр. Команда Знатоков, победившая в Финальной игре Летней серии, не принимает участия в Осенней серии игр. В Зимней серии Команды Знатоков, победившие в Финальных играх Весенней, Летней и Осенней серий, получают право сыграть по принципам, указанным в п. 4.9.

4.7.3. Если Команда Знатоков проигрывает в Финальной игре Весенней или Летней серии, то она попадает в ТРК Осени по принципам, указанным в п. 4.2.3.

4.7.4. Если Команда Знатоков проигрывает в Финальной игре Осенней серии игр, то она перемещается в ТРК Осени на последнее место.

4.8. При формировании очерёдности игр Команд Знатоков в каждой серии из пяти Отборочных игр используется следующий принцип: Команда Знатоков, занимающая пятое место в ТРК, играет первой, четвёртое место — второй, третье место — третьей, второе место — четвёртой, первое место — пятой. При формировании очерёдности игр Команд Знатоков в каждой серии из четырёх Отборочных игр используется следующий принцип: Команда Знатоков, занимающая четвёртое место в ТРК, играет первой, третье место — второй, второе место — третьей, первое место — четвёртой.

4.8.1. В случае предварительного отказа одной или нескольких Команд Знатоков от участия в очередной серии игр, следующие за ней (ними) Команды Знатоков поочерёдно поднимаются на соответствующие места в ТРК, а отказавшаяся Команда Знатоков перемещается на нижнюю строку ТРК.

4.9. Перед началом Зимней серии игр ТРК формируется в соответствии с принципами, перечисленными в п.4.2.3.

4.10. В Финал года выходит Команда Знатоков, оказавшаяся перед началом этой финальной игры на первом месте ТРК Зимней серии. Вне зависимости от результата Финала года, такая Команда Знатоков остаётся на первом месте Рейтинга Клуба по итогам Сезона 2022 года.

4.11. Индивидуальные призы

4.11.1. В ходе каждой Игры (по ее завершении) Вещательная компания выплачивает Авторам вопросов, на которые не ответила Команда знатоков в соответствии с данным Положением, после подписания Договора дарения денежный приз, в размере 300,00 (Триста) рублей 00 копеек.

4.11.2. Если Команда Знатоков выигрывают Финальную игру серии, то из состава победившей Команды Знатоков, по представлению Гостя (Гостей) игры Ведущий определяет лучшего Участника данной серии. Лучший Участник серии становится обладателем «Малой Хрустальной Совы» и денежного приза. Денежный приз в размере 2 000,00 (Две тысячи) рублей 00 копеек выплачивает Вещательная компания после подписания Протокола заседания комиссии по денежным выигрышам ЗАО «Второй национальный телеканал» и Договора дарения.

4.11.3. Если Команда Знатоков проигрывает Финальную игру серии, то из состава Команды Телезрителей Финальной игры (авторов тех вопросов, на которые Команда Знатоков не смогла дать правильный ответ), по представлению Гостя (Гостей) игры и Капитана проигравшей Команды Знатоков, Ведущий определяет лучшего Автора вопроса данной серии. Лучший Автор вопроса серии становится обладателем «Малой Хрустальной Совы» и денежного приза. Денежный приз в размере 2 000,00 (Две тысячи) рублей 00 копеек выплачивает Вещательная компания после подписания Протокола заседания комиссии по денежным выигрышам ЗАО «Второй национальный телеканал» и Договора дарения.

4.11.4. Если Команда Знатоков выигрывает Финальную игру года, то из состава победившей Команды Знатоков, по представлению Гостя (Гостей) игры Ведущий определяет лучшего Знатока Финальной игры года. Лучший Знаток становится обладателем «Большой Хрустальной Совы» и денежного приза. Денежный приз в размере 2 000,00 (Две тысячи) рублей 00 копеек выплачивает Вещательная компания после подписания Протокола заседания комиссии по денежным выигрышам ЗАО «Второй национальный телеканал» и Договора дарения.

4.11.5. Если Команда Знатоков проигрывает Финальную игру года, то из состава Команды Телезрителей Финальной игры года (авторов тех вопросов, на которые Команда Знатоков не смогла дать правильный ответ), по представлению Гостя (Гостей) игры и Капитана проигравшей Команды Знатоков, Ведущий определяет лучшего Автора вопроса. Лучший Автор вопроса Финальной игры года становится обладателем Большой Хрустальной Совы и денежного приза. Денежный приз в размере 2 000,00 (Две тысячи) рублей 00 копеек выплачивает Вещательная компания после подписания Протокола заседания комиссии по денежным выигрышам ЗАО «Второй национальный телеканал» и Договора дарения.

4.11.6. Денежное вознаграждение 200,00 (Двести) рублей 00 копеек выплачивается Вещательной компанией каждому Участнику Команды Знатоков Специальной игры (в соответствии с договором о сотрудничестве, заключенным с каждым Участником).

4.12. Изменения в правилах Игры.

4.12.1. В течение срока проведения Проекта правила Игры могут изменяться, дополняться и корректироваться.